Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
AA

Информационный портал 
системы образования
МО "Тахтамукайский район"

Управление образования администрации МО "Тахтамукайский район"
385100, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а.Тахтамукай, ул. Ленина, 53.

    Приемная управления:

   (87771) 96-6-35
   tach-upr@mail.ru

Новости

Вебинары для учителей «Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения»

С 3 по 11 июня 2020 года состоится цикл вебинаров для учителей образовательных организаций «Психологические основы подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения», проводимый по инициативе Московского государственного психолого-педагогического университета и при поддержке Федерального института педагогических измерений, а также Федерации психологов образования России в соответствии с поручением Министерства просвещения Российской Федерации.

Вебинары проводятся в целях обсуждения проблем и определения перспектив развития психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса на этапе подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

Цикл вебинаров включает следующие мероприятия:

03.06.2020 г. — Установочный вебинар по проблемам психологической подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения

05.06.2020 г. — Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в период подготовки к ЕГЭ в условиях дистанционного режима обучения

08.06.2020 г. — Организация психологического сопровождения выпускников, испытывающих трудности при подготовке к экзаменам в дистанционном формате

11.06.2020 г. — Помощь в выработке оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ

Время проведения вебинаров: 11.00 — 12.30 (время московское).


Регистрация будет доступна по ссылке https://rospsy.ru/events

Республика Адыгея приняла участие во Всероссийской встрече руководителя Рособрнадзора с родителями

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов 12 ноября провел ставшую традиционной  Всероссийскую встречу с родителями будущих выпускников.  Обращаясь к родителям он подчеркнул, что цель данного мероприятия – снять напряжение родительской общественности в преддверии очередного этапа государственной итоговой аттестации (ГИА).

В ходе встречи Сергей Кравцов и специалисты ведомства ответили на вопросы, касающиеся будущих изменений в ЕГЭ и ОГЭ, всероссийских проверочных работах, рассказал о порядке введения обязательного ЕГЭ по иностранному языку и многом другом, а также дал советы родителям, как лучше организовать обучение своих детей и помочь им подготовиться к экзаменам.

Наряду с основной площадкой в Москве, свои вопросы руководителю Рособрнадзора в режиме видеоконференцсвязи смогли задать родители из Республики Адыгея, Иркутской и Тюменской областей. Для этого в данных регионах были организованы специальные площадки. Так, в  Республике Адыгея видеоконференцсвязь с Рособрнадзором  проходила на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Адыгейского республиканского института повышения квалификации.   На встречу с руководством Рособрнадзора прибыли представители родительской общественности из всех девяти муниципальных  образований республики.

Полное видео можете посмотреть перейдя по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=Dboro_nyaQI&t=2s

Всероссийская встреча с родителями руководителя Рособрнадзора 12 ноября 2019

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов проведет Всероссийскую встречу с родителями 12 ноября 2019 года в 11.00. В этом году представители родительской общественности Республики Адыгея наряду с Тюменской и Иркутской областями выйдут на связь в СИЦ (ситуационно-информационный центр Рособрнадзора) и будут иметь возможность задать руководителю Рособрнадзора свои вопросы касательно оценки качества образования в России во время проведения видеоконференцсвязи. Как всегда, в приоритете вопросы о ЕГЭ и ГИА-9, а также прочие темы, относящиеся к компетенции Рособрнадзора.

Рособрнадзор направил разъяснения.

Рособрнадзор направил разъяснения по вопросу участия в экзаменах по учебным предметам обучающихся 10 классов.

Скачать

Республика Адыгея: для будущих выпускников проведен тренировочный экзамен по информатике и ИКТ в компьютерной форме

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) 30 октября 2019 года провела тренировочный экзамен по информатике и ИКТ в компьютерной форме. В нем приняли участие  около 19 тысяч обучающихся из 84 регионов Российской Федерации. Для апробации было задействовано 1865 пунктов проведения экзаменов.

Как отметил руководитель Рособрнадзора Сергея Кравцова "работа по переводу ЕГЭ по информатике в компьютерный формат велась Рособрнадзором  в течение нескольких лет. Планируется, что с 2021 года новая модель экзамена будет введена в штатный режим. На данном этапе важно понять, все ли пункты проведения экзаменов готовы к нововведению в плане материально-технического оснащения".

В Республике Адыгея  для проведения  тренировочного экзамена было подготовлено  четыре пункта. В апробации участвовало около 50 обучающихся 11-х классов из семи  общеобразовательных организаций.

По словам Елены Гунейко,  учителя  информатики лицея № 8 г. Майкопа, проведение ЕГЭ по информатике на компьютерах – своевременно и эффективно. "Экзамен в таком формате  давно назрел, – сказала она. – Особых  трудностей выполнение заданий у участников не вызвало, ведь подобные задания  они выполняют и на уроках."

Сами участники апробации также положительно восприняли новую форму экзамена, все они оценили удобство выполнения экзаменационной работы. "Во время экзамена у каждого был отдельный компьютер. КИМ отображались на компьютере. Понравилось также, что такая форма экзамена предполагает выполнение практических заданий. При этом, мы могли использовать среды разработки и офисное программное обеспечение, которые изучали".

Евгений Лебедев,  директор государственной аттестационной службы системы образования Республики Адыгея, проинформировал, что к проведению тренировочного экзамена были привлечены все категории работников, участвующих в ЕГЭ: члены ГЭК,  руководители ППЭ,  технические специалисты,   организаторы в аудитории,  организаторы вне аудитории, специалисты РЦОИ. "Все организационно-технологические процедуры прошли четко в соответствии с Регламентом тренировочного экзамена. Сбоев в ходе апробации не было", – сообщил он.   

Регламентом тренировочного экзамена не предусмотрена проверка ответов участников на региональном уровне. "КИМ по информатике и ИКТ разработаны таким образом, что ответы участников не требуют экспертной проверки: все работы проверяются и оцениваются в автоматизированном режиме, – пояснил Евгений Лебедев. –  Результаты в виде первичного балла будут доведены до участников через РЦОИ. Приём и рассмотрение апелляций по результатам тренировочного экзамена также не предусмотрены".

Республика Адыгея: Рособрнадзор поставил перед регионами задачи на 2019/2020 учебный год

Делегация от Республики Адыгея в составе Министра образования и науки А. Керашева, его первого заместителя Н. Кабановой, начальника отдела Министерства, осуществляющего переданные полномочия М. Михайловской и директора государственной аттестационной службы системы образования республики Е. Лебедева приняли участие во всероссийском совещании, проведенном Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Совещание  прошло в Москве 21-22 октября. На нем были  обсуждены итоги экзаменационной кампании ЕГЭ-2019 и задачи в сфере оценки качества образования на 2019/2020 учебный год.

Открывая совещание, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов отметил, что существенных изменений как в процедуре проведения, так и в содержании ЕГЭ-2020 не планируется. В этом году будет совершенствоваться технология и апробироваться введение компьютерной информатики. Введение данной формы экзамена планируется осуществить через год.

Сергей Кравцов сообщил, что в течение 2019-2024 годов всем регионам предстоит пройти оценку своих систем образования по стандартам международного исследования PISA. "Проведение такой оценки позволит получить данные о состоянии систем образования всех регионов и России в целом, отслеживать динамику изменений на пути к решению задачи вхождения России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году, поставленной в национальном проекте "Образование", – подчеркнул он. – Каждый регион по итогам оценки получит аналитический доклад и рекомендации, над чем необходимо работать, чтобы улучшить свои результаты".

Руководитель Рособрнадзора проинформировал участников совещания о реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере образования, которую предстоит осуществить в течение ближайшего года, так как с 1 января 2021 года действующие нормативные правовые акты в сфере контрольно-надзорной деятельности утратят силу. "Основным подходом, над реализацией которого мы сейчас работаем, должен стать переход от формальных процедур контроля, когда фактически проверяются данные на бумаге, к реальной оценке знаний, к функциям развития, поддержки, предупреждения и профилактики нарушений. В рамках риск-ориентированного подхода будут проверяться школы с низкими результатами, чтобы оказать им максимальную помощь, и школы, которые будут показывать необъективные результаты», - рассказал руководитель Рособрнадзора. Он отметил, что подходы к регламентации контрольно-надзорной деятельности планируется дифференцировать по уровням образования.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев рассказал участникам совещания о новациях в проведении ВПР-2020. Он сообщил, что добавятся проверочные работы для 8 классов, которые пройдут в режиме апробации, а для проведения ВПР в 4-7 и 11 классах школам предложат гибкий график, при этом сами работы будут генерироваться автоматически на основе банка заданий ВПР.

Участники совещания также ознакомились с информацией о работе по выявлению нарушений при проведении ЕГЭ, работе «горячих линий», ситуационных центров, предметных комиссий, итогах ВПР 2019 года, апробационных процедурах, которые будут проводиться Рособрнадзором при подготовке к экзаменационной кампании 2020 года.

"Совещание как всегда прошло продуктивно. В рамках совещания министры образования всех субъектов Российской Федерации получили оценку своей работы в динамике с предыдущим годом в части организации проведения ЕГЭ, ГИА-9, всероссийских проверочных работ (ВПР), эффективности управленческих механизмов и информационной открытости, – поделился своими впечатлениями Анзаур Керашев. –  Перед нами поставлена серьезная задача: обеспечить системный контроль за работой в рамках каждого из этих направлений и устранить выявленные недостатки и проблемы. Особое внимание в ходе подготовки к проведению ЕГЭ и ОГЭ в 2020 году будем уделять работе с организаторами экзаменов и родителями. Наряду с этим, нам необходимо будет  максимально ответственно подойти к организации в республике исследования "PISA для школ". Предстоит на всех уровнях системы образования (региональном, муниципальном и школьном) обеспечить полную объективность этой процедуры".

Рособрнадзор подготовил новые видеоролики и плакаты о процедурах ГИА

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила новые анимированные видеоролики и плакаты, рассказывающие о государственной итоговой аттестации.

С их помощью выпускники смогут узнать об особенностях ЕГЭ по математике и иностранному языку, собеседовании по русскому языку в 9 классе, как зарегистрироваться на ЕГЭ и пересдать экзамены, правилах и процедуре ЕГЭ, заполнении бланков. Два видеоролика содержат советы для выпускников и их родителей, как лучше организовать подготовку к экзаменам.

«Рособрнадзор традиционно уделяет большое внимание разъяснению правил и особенностей экзаменационных процедур выпускникам и их родителям. Ежегодно мы обновляем и дополняем наши разъяснительные материалы, снимаем видеоконсультации по подготовке к ЕГЭ с участием разработчиков экзаменационных заданий. Надеемся, что они будут полезны и помогут будущим выпускникам лучше сориентироваться в том, что их ждет на экзаменах», - рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Новые видеоролики опубликованы на Youtube-канале Рособрнадзора, плакаты – на сайте ведомства в разделе «Информационные материалы».

ФИПИ опубликовал методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал результаты выборочного анализа итоговых сочинений 2018/2019 учебного года и методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению.

Подготовку к сочинению рекомендуется начинать с 5 класса основной школы, развивая у школьников умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и делать выводы, осознанно использовать речевые средства, навыки устной и письменной речи. Начинать подготовку рекомендуется с многостороннего анализа готовых художественных и публицистических текстов.

В процессе подготовки к сочинению школьники должны научиться сравнивать и выстраивать в единый смысловой ряд события и героев произведений разных авторов и эпох в соответствии с задачей конкретного сочинения, строить логическое рассуждение и делать выводы. Для этого учащийся должен научиться составлять план и следовать ему в процессе создания текста сочинения, формулировать и обосновать тезисы, связанные с темой, соблюдать соразмерность и логический порядок частей высказывания, устанавливать логические связи между вступлением и заключением.

Подготовительная работа по обучению итоговому сочинению должна проводиться систематически. Рекомендуется проводить не менее трех контрольных сочинений в течение учебного года, выполнять на уроках задания, связанные с формированием как конкретных умений, так и их комплекса, необходимого для написания сочинения. Работу над ошибками сочинений следует проводить с опорой на критерии их оценки. При анализе сочинений рекомендуется цитировать и обсуждать фрагменты удачных работ, определять направления доработки текстов (находить неудачные формулировки мыслей, практиковать альтернативный подбор доказательств и примеров или способов перехода от одной мысли к другой, продумывать варианты вступления и заключения, предлагать альтернативный литературный контекст и так далее). Для улучшения качества сочинений полезно проводить индивидуальные собеседования с обучающимися по конкретным замечаниям к их работам.

Опубликованные материалы содержат примеры работ выпускников с анализом сильных и слабых сторон этих работ, рекомендации по предотвращению типичных ошибок.

Одним из типичных недостатков сочинений выпускников является создание сочинений по заданному алгоритму с ориентацией на готовый шаблон и использование домашних заготовок, неполная самостоятельность написания сочинения. Отмечаются, в том числе, случаи списывания готовых сочинений и их фрагментов, обращения к кратким пересказам, фильмам и тому подобное. В то же время анализ сочинений прошлого учебного года показал, что количество полностью списанных, несамостоятельных сочинений существенно уменьшилось.

Большинство выпускников понимают тему сочинения и умеют логично выстраивать рассуждение. «Незачет» по критерию «Соответствие теме» выпускники получают крайне редко.

В то же время скованность в построении развернутых суждений приводит к ограниченности объема сочинения, неоправданной его лаконичности, либо наращиванию объема за счет пересказа текстов литературных произведений вместо их анализа. Случаи написания сочинения без привлечения литературного материала единичны. Подавляющее большинство выпускников успешно справляется с задачей привлечения текстов литературных произведений для аргументации своей позиции.

Значительная часть работ свидетельствует об умении их авторов логически выстраивать размышление на заданную тему. Выпускники имеют представление о специфике трехчастной структуры сочинения-рассуждения и стремятся с той или иной степенью успешности ее соблюдать.

К числу типичных недостатков качества письменной речи в сочинениях относятся речевые ошибки всех типов, слабо развитые навыки редактирования собственного текста, необоснованные повторы. Возрастает тенденция к использованию в сочинении клише и штампов.

Типичные орфографические ошибки в сочинениях совпадают с типичными ошибками в ЕГЭ по русскому языку. Наибольшее количество ошибок допускается в следующих орфограммах: «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением», «Правописание словарных слов», «Правописание окончаний и суффиксов имен существительных и глаголов», «Правописание наречий»; «Слитное и раздельное правописание частиц НЕ и НИ»; «Правописание Н-НН в кратких причастиях, прилагательных и наречиях», «Правописание приставок», «Слитное, раздельное или дефисное написание слова».

С полным текстом методических рекомендаций можно ознакомиться на сайте ФИПИ. Там же опубликованы методические рекомендации по подготовке к итоговому изложению и рекомендации по составлению программы повышения квалификации для учителей русского языка и литературы по обучению написанию сочинения и изложения.

Республика Адыгея приняла участие в НИКО по технологии

Для участия в национальном исследовании качества образования (НИКО) по предмету "Технология" от Республики Адыгея вошли четыре школы: МБОУ СОШ № 8 Кошехабльского района, МБОУ СОШ № 9 Гиагинского района, МБОУ "Гимназия № 1"  Красногвардейского района, МБОУ "Гимназия № 22"  г. Майкопа. Общее число участников составило 585 чел. Всего в исследовании приняли участие более 23 тысяч школьников из 439 школ 54 регионов России.

"НИКО – это общероссийская программа по оценке качества среднего образования, проводимая по инициативе Рособрнадзора. Республика Адыгея активно принимает участие в исследованиях, проводимых в рамках данной программы  с первых лет ее введения (2014 год), – подчеркнул директор государственной аттестационной службы системы образования Республики Адыгея Евгений Лебедев, исполняющий функции регионального координатора НИКО. – За этот период в наших школах  в рамках НИКО уже были проведены 8 мониторинговых исследований. В их числе исследования качества среднего образования по таким предметам, как: математика (5, 6 и 7 классы – октябрь 2014 г.); русский язык, математика и окружающий мир (4 классы –  апрель 2015 г.); информатика и ИКТ (8 и 9 классы – октябрь 2015 г.); история и обществознание (6 и 8 классы – апрель 2016 г.); иностранные языки (5 и 8 классы – октябрь 2016 г.); ОБЖ (6, 8 и 9 классы – апрель 2017 г.); химия и биология (10 классы – октябрь 2017 г.); литература и МХК (6 и 8 классы –  апрель 2018 г.); география (7 и 10 классы – октябрь 2018 г.). В текущем году мониторинговые исследования по предмету "Технология" в 5 и 8 классах прошли 15 и 17 октября".

Задания НИКО по технологии проверяют уровень значимых аспектов технического, технологического и проектного мышления учащихся, конструкторских и творческих способностей, навыков чтения графической информации, понимания конструктивных особенностей изделия, нахождения наиболее рациональных способов изготовления изделия, использования знаний и умений, полученные на уроках технологии в жизненной практике. Цель данных исследований – получить объективные данные об актуальных тенденциях и проблемах качества образования в стране по предмету "Технология", понять, какие факторы на него влияют, в каких корректировках нуждаются школьные образовательные программы.

Работа для учащихся 5 классов включала 12 заданий, для 8 классов – 8 заданий. В рамках НИКО также было проведено анкетирование участников, в ходе которого они ответили на вопросы, описывающие их повседневную жизнь: интересы, увлечения, особенности досуга, участие в помощи родителям по хозяйству и так далее.

Итоги исследования будут подведены в конце ноября 2019 года.

В Республике Адыгея проходят мероприятия по диагностике профессиональных компетенций учителей

Федеральным институтом оценки качества образования  (ФИОКО) в Республике Адыгея проводятся мероприятия по диагностике профессиональных компетенций учителей в рамках программы комплексной оценки качества образования в Республике Адыгея реализация которой осуществляется по поручению главы Республики Адыгея Мурата Каральбиевича Кумпилова.

Исследование проводится в целях получения достоверной информации об уровне сформированности профессиональных педагогических компетенций учителей.

"К участию в мероприятиях диагностики профессиональных компетенций на данном этапе мы решили привлечь учителей математики, биологии, обществознания и английского языка. Выбраны эти предметы не случайно. Именно по ним в республике возникали проблемные вопросы  по итогам проведения внешних независимых  оценочных процедур (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ, НИКО)", – подчеркнул  Министр образования и науки Республики Адыгея Анзаур Керашев.   

Мероприятия по диагностике профессиональных компетенций учителей проходят в два этапа. В первом этапе, который состоялся 28 сентября, приняло участие 103 учителя. Во втором этапе исследования примут участие все учителя математики, биологии, обществознания и английского языка, не участвовавшие в первом этапе, всего 850 учителей. Данный этап определен графиком в каникулярное для школ время в октябре с целью создания наиболее благоприятных условий для участников исследования.

Диагностическая работа включает ряд заданий, касающихся различных аспектов деятельности учителя: выполнение предметных заданий; анализ педагогических ситуаций; решение поставленных методических задач; умение оценить уровень подготовки обучающихся. На выполнение работы даётся 180 минут.

По результатам диагностики система образования республики получит от ФИОКО следующие материалы:

- аналитический отчет с рекомендациями по использованию результатов;

- модель привлечения высококвалифицированных кадров для работы в качестве методистов, наставников, экспертов, тьюторов и т.п. в рамках системы профессионального роста педагогов;

- модель диагностики профессиональных дефицитов педагогов;

- модель разработки методических материалов для системы повышения квалификации педагогов.

"Процедурой оценки не предусмотрено использование материалов и результатов исследования в управленческих и административных целях, – отметил Анзаур Керашев. –  Результаты исследования никак не отразятся на профессиональной репутации педагогов. Эта позиция Министерства доведена до всех муниципалитетов и учителей, участвующих в диагностике. Сегодня речь не идет о персональных результатах учителя. На данном этапе проводится апробация материалов, инструментов и технологий для проведения объективной оценки квалификации педагога, результаты которой могут быть использованы как диагностические при подготовке программ повышения квалификации учителей".

Министр сообщил также о том, что директорам школ рекомендовано включить в перечень выплат стимулирующего характера для педагогических работников показатель об участии в проектах, исследованиях, экспериментах, в том числе в диагностике профессиональных компетенций учителей  (ссылка на приказ Министерства образования и науки Республики Адыгея от 23.09.2019 № 1252 "Об организации  мероприятий по проведению диагностики профессиональных компетенций учителей математики, биологии, обществознания и английского языка").

На основе результатов оценки уровня профессиональных компетенций можно будет выстроить систему повышения профессионального мастерства педагогов, а значит – совершенствовать качество школьного образования в Республике Адыгея.

Беседа с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым

Накануне Дня учителя портал «Будущее России. Национальные проекты» проводит серию прямых эфиров на тему образования.

4 октября в 13:00 состоится беседа с заместителем руководителя Рособрнадзора Анзором Музаевым.

Свои вопросы присылайте на smm-brf@tass.ru или оставляйте в комментариях на странице Будущее России. Национальные проекты

#Рособрнадзор #ЕГЭ #ЕГЭ2019 #ЕГЭ2020 #ГИА #Экзамены #Учёба #ИнтересноЗнать #УчёбаКакСтильЖизни #Учителя #Выпускники #Школьники #Родители #Студенты #Школа #School #Study #University

https://vk.com/obrnadzor?w=wall-36510627_12252

Ректоры ведущих российских вузов дали оценку приемной кампании 2019 года

МОСКВА, 1 октября. /ТАСС/. Российские абитуриенты со средним баллом по единому госэкзамену все чаще выбирают платные направления обучения, идут на естественно-научные специальности, а также связанные с цифровой сферой, при этом в ведущих университетах существуют направления, где бюджетные места почти полностью занимают победители и призеры олимпиад. О тенденциях прошедшей приемной кампании в преддверии публикаций правил приема на новый учебный год ТАСС рассказали ректоры вузов РФ.

Дух времени

Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау отметил, что большой интерес у абитуриентов вызвали программы, связанные с цифровой сферой в целом. "Заинтересовали абитуриентов и программы на стыке нескольких отраслей науки, например, "поведенческая экономика" или "юрист в сфере цифровой экономики". Но, пожалуй, главным прорывом этого года стало направление по группе специальностей "информатика и вычислительная техника", набор на которой увеличился в четыре раза", - отметил он.

По словам ректора Высшей школы экономики (ВШЭ) Ярослава Кузьминова, сегодняшний абитуриент отдает предпочтение IT-специальностям. "Абсолютным лидером по качеству и по приросту числа абитуриентов в Вышке стал факультет компьютерных наук, - рассказал Кузьминов. - Сегодня это крупнейший центр подготовки IT-специалистов в России и один из крупнейших в мире с ежегодным приемом 750 студентов."

Он добавил, что также стабильно высок спрос на инженерные направления, связанные с электроникой, прикладные гуманитарные технологии. "Видно, что в обществе сложился двоякий дефицит умений: с одной стороны, цифровые технологии, с другой - маркетинг, презентация и умение воздействовать на эмоции", - отметил Кузьминов. Новая тенденция для ведущего вуза, по словам ректора, также заключается в значительном спросе на естественные науки. Так, ВШЭ создала уже три факультета на базе ведущих институтов Российской академии наук - это факультеты физики, химики и биологии, в следующем году в вузе появится факультет географии.

В другом ведущем вузе - Российском университете дружбы народов (РУДН) - абитуриенты чаще всего выбирали такие направления, как "прикладная математика и информатика", "прикладная информатика", "физика", "фундаментальные информатика и информационные технологии", "химия", "математика", "экология и природопользование" и "лечебное дело".

Плата за места

"Общая тенденция, которую мы видим в системе образования в целом - дальнейшее сосредоточение спроса в группе ведущих университетов", - рассказал ректор ВШЭ. Он отметил, что абитуриенты со средним баллом 75-85 по единому государственному экзамену (ЕГЭ), которые в других вузах легко попадают на бюджет, тем не менее, выбирают платные направления. Сегодня поступающие выбирают те университеты, дипломы которых пользуются репутацией на рынке труда, а значит, гарантирует интересную работу и успешную профессиональную карьеру.

"В Президентской академии традиционно много платных студентов, потому что спрос высокий, а бюджетных мест мало", - сказал в свою очередь Мау. Он отметил, что сегодняшний абитуриент заинтересован в получении двух, а иногда и трех специальностей в рамках одного направления, и это не обязательно менеджмент и экономика или экономика и психология. "Сочетания могут быть довольно неожиданными", - добавил Мау.

При этом большинство поступающих в последнее время подают документы только на одно направление. "Раньше человек шел либо за дипломом, либо за направлением. Сейчас же они идут действительно за знаниями, сравнивают программы и точно понимают, чего хотят. Это касается и сложности программ", - отметил ректор РАНХиГС, добавив, что если в названии программы есть "с углубленным изучением", то это непременно привлечет туда людей.

В свою очередь ректор РУДН Владимир Филиппов рассказал, что все больше и больше тех, кто поступает в магистратуру на социально-экономические специальности, но выбирает не только очные формы обучения. "Они стараются идти на вечерние формы обучения, чтобы днем работать, получать практику, а вечером - учиться. И тогда уже по окончанию магистратуры они могут претендовать на более хорошие позиции у работодателя, поскольку уже имеют стаж работы по своей специальности", - сказал Филиппов.

Поддержка государства

С другой стороны, считает Кузьминов, сосредоточение спроса в группе ведущих университетов является плохим сигналом для тех семей, у которых просто нет доходов, чтобы платить за образование. "У нас значительная доля населения - 60% - не относится к среднему классу, не имеет свободных средств для этого", - сказал ректор ВШЭ.

По его мнению, государство должно позаботиться о том, чтобы качественное образование в России предоставлял гораздо более широкий круг университетов, а не только сегодняшние лидеры. "Мне кажется, это ключевая задача на ближайшие пять или десять лет для России", - добавил Кузьминов.

С другой стороны, нужно обратить внимание и на аспирантов, указывает Филиппов. "Это взрослые люди, которые закончили бакалавриат и магистратуру, у них уже мысли о том, как создавать семью и так далее, поэтому 7 тыс. рублей - это очень маленькая стипендия для них", - сказал Филиппов. По многим гуманитарным специальностям, где нет больших грантов, люди с неудовольствием идут в очную аспирантуру, добавил он.

Олимпиады и места

Ректоры также отметили, что сегодня в ведущих вузах есть специальности, на которых все бюджетные места занимают победители и призеры олимпиад. Например, такая ситуация характерна для некоторых факультетов в ВШЭ, МГИМО, МФТИ и МГУ.

По словам ректора Вышки, "это не стимулирует стобалльников ЕГЭ поступать туда". Например, ВШЭ в этой ситуации создает дополнительные места за свой счет, минимум 25% мест гарантируется сдавшим ЕГЭ на любом факультете. Так, в этом году вуз имел 2160 бюджетных мест в бакалавриате в Москве, и принял сверх этого еще 636 человек за свой счет. "Вы знаете, что у нас на 10 тыс. молодых людей 17-30 лет приходится не менее 800 бюджетных мест. Олимпиадники занимают всего лишь несколько процентов", - подчеркнул Кузьминов.

Филиппов в свою очередь добавил, что такая проблема существует только для гуманитарных и социально-экономических специальностей, где государство выделяет не очень большое количество бюджетных мест. Например, в РУДН все места на юриспруденции заняли победители и призеры олимпиад. "Приоритет государства сейчас - это естественно-научные специальности. Там достаточное количество бюджетных мест", - сказал он.

С мнением, что призеры олимпиад почти полностью занимают бюджетные места согласен и Мау, однако среди первокурсников РАНХиГС 52% имеют аттестаты с отличием, 31% - являются победителями отборочных этапов олимпиад, проводимых академией, есть победители региональных этапов всероссийских олимпиад школьников, победители творческих и интеллектуальных конкурсов.

"Всего на первом курсе будут обучаться 180 победителей и призеров олимпиад разного уровня. Для сравнения, в 2018 таких было 164. Хотя, действительно, некоторые специальности бюджета полностью закрывают олимпиадники", - заключил Мау

Около 1400 школ из 14 регионов России осенью 2019 года пройдут оценку по стандартам PISA

Около 1400 школ из 14 регионов России в октябре-ноябре 2019 года примут участие в исследовании качества образования по стандартам PISA, до 2024 года в исследовании поучаствуют школы всех российских регионов. Об этом в рамках круглого стола «Оценка качества образования на основе международного опыта в рамках федерального проекта «Современная школа» рассказал заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев.

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла.

Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет на основе результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, ежегодно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам исследования PISA.

В 2019 году такую оценку пройдут школы Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия, Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского края, Краснодарского края, Ямало-Ненецкого автономного округа, Саратовской, Ульяновской, Вологодской, Иркутской, Томской, Ивановской, Липецкой и Брянской областей. Исследование будет проводиться в компьютерной форме. Также в 2019 году пройдет общероссийская оценка по стандартам PISA, в которой примут участие и другие регионы.

«В рамках исследования будут собраны огромные объемы информации. Это не только результаты выполнения заданий детьми. Будет собираться информация о школах, об инфраструктуре, управленческих идеях и практиках, которые используются. Сопоставление собранных данных поможет понять, за счет чего школы сумели получить более высокий результат, чем образовательные организации, имеющие схожие условия. Такой положительный опыт может быть транслирован для всех», - рассказал директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко.

Замдиректора ФИОКО Илья Денисенко пояснил, что проведение исследований по стандартам PISA позволит регионам и школам оценить себя по международной шкале. Выборка школ в каждом из регионов будет репрезентативной, ее проведут эксперты ОЭСР. Для сбора контекстных данных будут проведены социологические опросы, чтобы выявить вовлеченность граждан в образование и удовлетворенность от образования всех целевых групп – обучающихся, родителей, учителей. «На базе этих данных можно будет разрабатывать рекомендации, которые позволят повысить качество образования в нашей стране», - отметил Илья Денисенко.

«Аналитика, которую мы получим в результате исследования, позволит нам более точно и выверено подойти к вопросам качества образования. Эти исследования позволят подстроить систему образования каждого региона под те задачи, которые сегодня есть на мировом уровне, соотнести региональные результаты с результатами всей страны и других стран. Это позволит нам понять, как планомерно и поэтапно подстраивать нашу систему образования под новые требования, как повышать качество образования», - прокомментировал проведение исследований председатель Комитета общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области Сергей Тарасов.

«В рамках исследования не стоит задача ранжировать субъекты, школы, детей или учителей. Задача – получить срез данных и эту аналитику грамотно использовать для развития образования и, в конечном итоге, для развития каждого ребенка», - отметил руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.

Итоги исследования в пилотных 14 регионах будут подведены в конце 2019 – начале 2020 года.

Рособрнадзор рассказал об итогах приемной кампании в вузы 2019 года

Качество подготовки абитуриентов вузов по результатам ЕГЭ-2019 несколько выросло, выпускники стали чаще выбирать для поступления такие социально-значимые специальности, как «Лечебное дело»,  «Педагогическое образование», а также специальность «Информатика и вычислительная техника». Об этом рассказал на пресс-конференции начальник Управления организации и проведения государственной итоговой аттестации Рособрнадзора Игорь Круглинский.

По его словам, в 2019 году уменьшилась доля выпускников, не получивших аттестат и не преодолевших минимальные пороги по отдельным предметам ЕГЭ по выбору. В целом результаты ЕГЭ стабильны и сопоставимы с прошлогодними. За последние три года значительно вырос (на 9,3 балла) средний тестовый балл по профильной математике. На 2,6 балла вырос средний тестовый балл по истории. По остальным предметам результаты в целом улучшились незначительно.  Увеличилось число высокобалльных работ, оцененных в 81-100 баллов. Наиболее востребованными учебными предметами по выбору среди выпускников 11 классов в 2019 году стали обществознание, физика, биология, история, химия и информатика.

«Средний балл зачисленных в вузы по сумме трех предметов ЕГЭ в этом году незначительно подрос и, по нашим примерным оценкам, составляет 207 баллов среди зачисленных на бюджет. Более 57%, поступающих на бюджет, заранее определились с выбором и подавали заявление только в один вуз», - рассказал Игорь Круглинский.

Наиболее популярными направлениями подготовки и специальностями при поступлении в вузы на бюджет в этом году стали «Педагогическое образование», «Лечебное дело», «Строительство», «Электроэнергетика и электротехника», «Информатика и вычислительная техника», «Агроинженерия», «Юриспруденция», «Экономика».

При поступлении на платное обучение наиболее популярными специальностями были «Менеджмент», «Педагогическое образование», «Реклама и связи с общественностью», «Строительство», «Государственное и муниципальное управление», «Лечебное дело», «Лингвистика», «Экономика» и «Юриспруденция».

У высокобалльников ЕГЭ, получивших на экзаменах 81-100 баллов, наибольшей популярностью пользовались специальности «Клиническая медицина», «Образование и педагогические науки», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Математика и механика», «Языкознание и литературоведение».

Стобалльники в 2019 году чаще всего выбирали укрупненные группы специальностей «Клиническая медицина», «Математика и механика», «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Языкознание и литературоведение», «Физика и астрономия», «Юриспруденция», «Образование и педагогические науки».

65% абитуриентов, показавших на ЕГЭ высокий результат и набравших по сумме трех предметов более 220 баллов, подали заявления в вузы своих регионов, 35% - в вузы из других регионов.

Игорь Круглинский напомнил, что не позднее 1 октября вузы должны опубликовать правила приема на 2020 год. «Выпускники 2020 года уже на следующей неделе могут заходить на сайты тех образовательных организаций, куда они планируют поступать, знакомиться с правилами приема и начинать готовиться к экзаменам», - сказал он.

Руководитель Рособрнадзора рассказал о планах проведения в России исследования «PISA для школ»

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов принял участие в 48 встрече Управляющего совета PISA в Лондоне, где рассказал о планах проведения в России исследования «PISA для школ» в рамках мероприятий по реализации национального проекта «Образование».

PISA – крупнейшая международная программа по оценке учебных достижений (Programme for International Student Assessment), которая реализуется под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Исследование проводится циклами раз в три года среди 15-летних школьников по всему миру: проверяется их математическая и естественнонаучная грамотность, а также грамотность чтения. Разработка ОЭСР «PISA для школ» (PISA-for-Schools) позволяет использовать инструментарий PISA вне цикла основного международного исследования, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой PISA предыдущего цикла.

Одной из основных целей национального проекта «Образование» является вхождение России в десятку лучших стран мира по качеству общего образования к 2024 году. Определяться положение России по качеству образования относительно других стран будет на основе результатов международных исследований PISA, PIRLS и TIMSS. Чтобы получать данные о состоянии системы образования России и видеть динамику, ежегодно планируется проводить оценку качества образования в российских школах по стандартам исследования PISA.

«Мы планируем ежегодно проводить оценки в 14 регионах, с участием более 1500 школ. До 2024 года в оценке примут участие все 85 регионов России, в каждом из которых участниками будут около 100 школ. Помимо этого каждый год будет проводиться оценка по России в целом,  кроме тех лет, когда проводится основное исследование PISA», - рассказал Сергей Кравцов.

По его словам, данный проект не только поможет отслеживать динамику изменений в российской системе образования, но и позволит выявлять региональные проблемы. Регионы получат возможность сравнить свои результаты с общероссийскими и мировыми. Школы смогут получить внешнюю оценку на мировом уровне и увидеть достоинства и недостатки в своей работе.

«Чтобы избежать любых попыток влияния на результаты, мы отказываемся от публикации данных и от любых административных действий по результатам. Данные могут быть опубликованы только с согласия региона или школы», - подчеркнул руководитель Рособрнадзора.

Он добавил, что на основе полученных результатов можно будет сформировать единую картину по стране и по регионам, сравнить различные школьные практики, выявить лучшие из них. «Такой подход поможет не только школам, принявшим участие в оценках, но и всем школам России познакомиться с лучшими образовательными практиками. Мы рассчитываем, что в ходе реализации проекта мы сможем открыть для всех не только опыт столичных школ, но и многих других лучших школ России, и в полной мере узнать о потребностях отстающих школ», - отметил Сергей Кравцов.

Также проведение регулярных исследований по стандартам PISA должно способствовать работе по повышению профессионального уровня учителей.  «Сейчас в России планируется вложить большие средства в модернизацию системы повышения квалификации учителей. Мы надеемся помочь развитию этой системы, ориентируя ее на те проблемы, которые выявляются по итогам исследований», - пояснил руководитель Рособрнадзора.

По итогам выступления Сергея Кравцова представители ряда стран выразили желание ознакомиться с опытом России по организации такого масштабного проекта в сфере образования. Руководитель Рособрнадзора также предложил проводить регулярные встречи координаторов исследования «PISA для школ», на которых могли бы обсуждаться вопросы, связанные с развитием и реализацией проекта.

На заседании Управляющего совета PISA были рассмотрены вопросы, связанные с подготовкой к публикации результатов исследования PISA-2018, подготовкой и проведением очередного цикла исследования PISA-2021, развитием новых направлений исследований качества образования, а также использованием различными странами модели «PISA для школ» для развития своих систем образования. 

Что будут сдавать школьники в новом учебном году

Российская система образования сильно изменилась за последние годы. Вместо обычных экзаменов и итоговых контрольных после 9 и 11 классов теперь сдают  — ОГЭ и ЕГЭ. Школьники больше не «перескакивают» через четвёртый класс и учатся все 11 лет. Изучение иностранного языка начинается во втором классе

Предметы, которые изучают в российских школах

(Примерный учебный план составлен на основе стандартов школьного образования. Применим к школам, где обучение ведётся на русском, но наряду с ним изучают один из языков народов России и иностранные языки)

Ученики 4–11 классов пишут Всероссийские проверочные работы

Сроки проведения: март–апрель 2020 г.

По окончании 9 и 11 классов школьники проходят государственную итоговую аттестацию (ГИА)

9 класс — ГИА в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ-9)

11 класс — ГИА в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) или государственного выпускного экзамена (ГВЭ-11)

Скачать