Инклюзивное образование означает, что все дети вне зависимости от их этнической принадлежности, физических и ментальных особенностей включены в общую систему образования и учатся с ровесниками в обычных школах по месту жительства. При этом специализированные школы не должны закрываться — просто у родителей появляется реальный выбор, какую систему обучения предпочесть для ребенка.
Суть инклюзивного образования – внедрение ребенка с ОВЗ в нормальную среду, чтобы он мог получать не только знания, но и социальный опыт, принимать участие в коллективной внеурочной деятельности, общаться с детьми, не имеющими проблем со здоровьем.
Главная идея инклюзивного обучения – акцент на ценности и уникальности каждого человека, внедрение в сознание детей мысли о том, что любой из них, несмотря на индивидуальные особенности, может учиться, общаться со сверстниками, заниматься творчеством, физической культурой и спортом. Социум открыт для всех, и наличие инвалидности не является значимым препятствием для активной жизни людей с такими проблемами.
Для детей с ОВЗ инклюзивное образование – возможность не отрываться от семьи, находиться рядом со своими близкими, а не в специальном интернате, который может располагаться в десятках и сотнях километров от родного дома. Обучение в обычной школе позволяет им сохранять родственные связи, жить в семье, ощущать постоянную поддержку близких.
Учебное заведение должно создать определенные условия инклюзивного образования, позволяющее успешно решать вопросы физической, психологической и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями.
Документы по организации инклюзивного образования
Федеральный уровень
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
Приоритетные направления развития образования обучающихся с ОВЗ
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 июня 2016 г. № 436н "Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому"
Приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023 “Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Методические рекомендации по возможности освоения основных образовательных программ обучающимися 5-11 классов по индивидуальному учебному плану (письмо Минпросвещения России от 26.02.2021 № 03-205)
Региональный уровень
Комплексный план мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)
Школьный уровень
Паспорт доступности МБОУ "СШ № 14" п. Прикубанский
Положение о ППк МБОУ "Средняя школа № 14" п. Прикубанский
Положение о текущей успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ "Средняя школа № 14" п. Прикубанский
Положение об обучении по индивидуальному учебному плану МБОУ "Средняя школа № 14" п. Прикубанский
Положение об организации питания МБОУ "Средняя школа № 14" п. Прикубанский
Годовой план работы педагога - психолога на 2024-2025 учебный год
План работы ППк на 2024-2025 учебный год
Приказ о создании ППк на 2024-2025 учебный год
Отчет о работе педагога - психолога за 2023-2024 учебный год
Отчет о работе ППк на 2023-2024 учебный год
Циклограмма работы педагога - психолога на 2024-2025 учебный год
Приказ № 231 от 05.09.2024 г. "Об организации обучения по адаптированным образовательным программам НОО, ООО для детей с ОВЗ и детей - инвалидов"
В 204-2025 учебном году в школе обучаются 2 ученика с ОВЗ.
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Семейное образование - изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.
В 2024-2025 учебном года обучающихся на семейном образовании в школе нет.
Учебные планы
Учебный план МБОУ "СШ № 14" на 2024-2025 учебный год для детей с УО
Учебный план обучающегося на дому Татлок Ю.А. на 2024-2025 учебный год с ФГОС ООО с ЗПР
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе создаются специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В общеобразовательной организации созданы частично условия для обучения детей-инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, гарантирующие возможность достижения планируемых результатов освоения образовательной программы:
- 100% укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами;
- наличие материально-технической базы;
- наличие различных форм обучения: обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому
- реализация государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
- обеспечен доступ в здание образовательной организации инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья;
- психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается при помощи физических лиц (педагогов, сопровождающих, технического персонала) по предварительной договоренности, а также для вход в здание школы для инвалидов - колясочников используется переносной пандус.
В школе созданы условия для организации питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Организация питания обучающихся-инвалидов - бесплатное, за счет средств бюджета МО «Тахтамукайский район».
Наличие библиотек, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В школе функционирует библиотека. Библиотека не оборудована специальными приспособлениями для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В школе в наличии учебники для детей - инвалидов и детей ОВЗ в соответствии с адаптированной основной образовательной программой.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учащимся и сотрудникам обеспечивается доступ к информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам и информационным системам, в том числе инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Организация безопасности
Одним из основных направлений в работе является создание безопасных условий, антитеррористической защищенности и охраны труда всех участников образовательных отношений, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью в школе постоянно проводится работа по совершенствованию материально-технической базы для создания оптимальных условий безопасного функционирования образовательного учреждения:
- школа оснащена средствами пожаротушения;
- здание оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, средствами речевого оповещения и управления эвакуацией;
- сигнализация выведена на пульт пожарной части;
- есть огнетушители;
- имеются световые указатели запасных выходов, планы эвакуации по этажам;
- установлена тревожная кнопка;
- имеется наружное видеонаблюдение;
- смонтировано освещение территории школы;
- имеется ограждение по периметру территории школы;
В школе своевременно и в полном объеме выполняются предписания контролирующих организаций.