Инклюзивное образование
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат.
include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин,
используемый для описания процесса обучения детей с особыми
потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая
исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное
отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих
особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс
развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех
детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми
потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым
сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на
развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в
российской образовательной политике. Положения об инклюзивном
образовании закреплены в российских государственных документах
(Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года,
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и
т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и
воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических,
психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую
систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими
сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных
школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и
оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их
сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в
специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
-
Каждый человек способен чувствовать и думать;
-
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
-
Все люди нуждаются друг в друге;
-
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
-
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
-
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
-
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения
среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является
создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке
людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает
как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку
специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных
на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы
специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации
детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Текущее российское законодательство в области инклюзивного образования.
На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ
регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании»,
федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также
Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В
статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях
реализации права на образование государства-участники должны обеспечить
инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни
человека.
Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и
инвалидов, которые практически не имели возможности получить
образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения,
где обучаются обычные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна:
дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с
другими детьми. Поэтому возникла потребность во внедрении такой формы
обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения — инклюзивное
образование.
В широком смысле инклюзивное образование – это особый подход к
построению общего образования, который подразумевает доступность
образования для каждого ребенка, независимо от его нужд и потребностей. В
основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа для детей,
какими бы они не были, а не наоборот, дети особым образом должны
готовиться и самое главное – подходить школе. Идея инклюзии возникла в
рамках изменений в понимании прав человека, идеология инклюзии
сформировалась в результате осознания ценности человеческого
многообразия и отличий между людьми.
В настоящее время у нас разработаны и реализуются адаптированные
общеобразовательные программы для обучающихся следующих категорий:
задержкой психического развития, , нарушениями опорно-двигательного
аппарата обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) 1-9 классы (вариант 1), с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениям) вариант 2. Адаптированные программы
разработаны с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА детей инвалидов с учетом
их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Все
обучающиеся с ОВЗ нашей школы обеспечены коррекционно-развивающим
сопровождением специалистов: учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
педагога-психолога, входящих в единую школьную Службу сопровождения.
В основе инклюзивного образования МБОУ «СШ № 2» п.Энем лежат следующие принципы:
Успешность реализации инклюзивной практики во многом зависит от
культуры отношения учителей и родителей других детей к детям с ОВЗ, от
готовности их к совместному взаимодействию. Формирование инклюзивной
культуры (IK) родителей — это принятие родительской общественностью идеи
инклюзивного образования как нового позитивного ресурса, как для
здоровых детей, так и для детей с ОВЗ.
В настоящее время количество детей с ограниченными возможностями
здоровья постоянно увеличивается. Семья для ребенка с нарушениями в
развитии — это место, где можно найти помощь, понимание, решить
возникшие проблемы; это самые близкие люди, воспринимающие ребенка
таким, какой он есть, независимо от его индивидуальных особенностей и
состояния здоровья. Однако зачастую именно самое близкое окружение
препятствует адаптации ребенка к жизненным условиям, становится причиной
формирования негативных качеств в ребенке.
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Медицинское обслуживание обучающихся в школе обеспечивается
медицинской сестрой в соответствии с договором. Помещение медицинского
пункта расположено на 2-м этаже здания школы (согласно проекта), имеется
раковина для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды. Кабинет
оснащён соответствующей медицинской мебелью: кушеткой, процедурным
столиком, холодильниками, шкафом для хранения медицинских препаратов,
сейфом. Обеспеченность медицинским инструментарием выполнена согласно
примерного перечня оборудования и инвентаря. Медицинский осмотр учащихся
проводится ежегодно с привлечением узких специалистов, проводится
флюорографическое обследование детей — подростков. В школе ведется учет
заболеваемости учащихся.
ПИТЬЕВОЙ РЕЖИМ обучающихся осуществляется через питьевые фонтанчики.
ТУАЛЕТЫ Туалетные комнаты для мальчиков, девочек оборудованы на
каждом этаже согласно проекта, количество санитарных приборов
соответствует санитарным правилам. Санитарные приборы в исправном
состоянии, оборудованы кабинами с дверями. Для персонала имеется
отдельный санитарный узел на первом этаже.
ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ: во всех классах
имеется естественное левостороннее освещение через оконные проёмы
Искусственное освещение представлено люминесцентными лампами. Система
общего освещения в учебных кабинетах обеспечена рядами люминесцентных
ламп, расположенными на потолке над рядами столов. Уровни искусственной
освещенности соответствуют требованиям санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.
РЕЖИМ «СВЕЖЕГО ВОЗДУХА» Здание школы полностью оснащено
пластиковыми окнами. Режим проветривания осуществляется регулярно,
согласно графикам. В учебных кабинетах помещение проветривается
систематически на переменах. В остальных кабинетах по мере
необходимости.
БЕЗОПАСНОСТЬ Услуги физической охраны осуществляет ООО «ЧОО «ВИТЯЗЬ ПЛЮС», в школе функционирует 1 поста охраны, имеется тревожная кнопка.
ЗАЧИСЛЕНИЕ В ОУ ОБУЧАЮЩИХСЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОВЗ
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся с ОВЗ получают бесплатное двухразовое питание согласно
приказу МБОУ "СШ № 2" п. Энем № 207/01-02 от 31.08.22. Завтрак (1
смена), обед (2 смена) обучающиеся получают совместно со своим классом.
Второе питание - обед (1 смена), обучающиеся получают совместно со своим
классом. Второе питание - обед (1 смена), обучающиеся получают по
окончанию своего учебного дня