Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
AA

Информационный портал 
системы образования
МО "Тахтамукайский район"

Управление образования администрации МО "Тахтамукайский район"
385100, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а.Тахтамукай, ул. Ленина, 53.

Приемная УО


   




Функциональная грамотность обучающихся 


Функциональная грамотность  – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативные документы

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Письмо Министерства просвещения РФ от 14.09.2021 г. Об организации работы по повышению функциональной грамотности

Письмо Министерства просвещения РФ от 15.09.2021 г. № АЗ-581/03 Об организации работы по повышению качества образования в субъектах Российской Федерации

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» от 17.09.2021 №01-09/285 «О создании региональных команд по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся»

Приказ МОи Н РА от 16.09.2021 № 1884 "Об утверждении регионального плана мероприятий по функциональной грамотности"

Приказ МОи Н РА от 10.11.2021 № 2164 "О внесении изменений в региональный план мероприятий по функциональной грамотности"

Приказ УО от 17.09.2021 № 257 "Об утверждении муниципального плана мероприятий по функциональной грамотности"

Приказ УО от 24.12.2021 № 357 "О внесении изменений в муниципальный план мероприятий по функциональной грамотности"

Приказ МБОУ "СШ № 27" а. Новая Адыгея от 28.01.2022 № 42 "О внесении изменений в школьный план мероприятий по функциональной грамотности"

ПРИКАЗ от 18.09.2021 г. № 405 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СШ № 27» а. Новая Адыгея в 2021/2022 учебном году"

Школьный план мероприятий национального проекта «Образование» по реализации мер, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «СШ № 27» а. Новая Адыгея на 2021/2022 учебный год

Банк заданий по оценке функциональной грамотности, разработанный Институтом стратегии развития образования РАО

Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

Надеемся, что подготовленные материалы окажут помощь учителям и специалистам в области образования в понимании вопросов формирования функциональной грамотности учащихся.

 



Реализация плана мероприятий по функциональной грамотности

В рамках реализации плана мероприятий на 2022-2023 учебный год, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности в МБОУ «СШ № 27» а. Новая Адыгея б проводились методические семинары, консультации для педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности, тематические заседания ШМО по вопросам формирования функциональной грамотности, педагогический совет «Формирование и оценка функциональной грамотности в цифровой образовательной среде».Педагоги школы участвуют в олимпиадах и НПК по формированию функциональной грамотности. 

   
   
   


Для обеспечения единого подхода педагогов к оценке функциональной грамотности обучающихся под эгидой Министерства просвещения России разработаны электронные банки заданий на платформах https://fg.resh.edu.ru, https://fipi.ru, http://skiv.instrao.ru.

Педагоги нашей школы включились в работу по внедрению заданий электронного банка в образовательный процесс. На сегодняшний день зарегистрировались в Российской электронной школе (РЭШ) педагоги и обучающиеся школы. Педагоги применяют задания для оценки функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы, обществознания, математики, физики, биологии, географии и др. Материалы из электронного банка заданий педагоги включают на разных этапах урока: на этапе мотивации для создания проблемной ситуации, на этапе «открытия нового знания», на этапе закрепления, а так же на уроках обобщения и повторения изученного материала в качестве контрольно-измерительных материалов. Используются различные формы обучения - мозговой штурм, дискуссия, интервьюирование, мини-лекции, ролевые и имитационные игры на выдвижение разнообразных идей и решение социальных проблем.

         

По мнению учителей, задания, представленные в банке, нестандартные, творческие, практико-ориентированные, направлены на решение реальных жизненных задач, разработаны для разных возрастных категорий, позволяют осуществлять работу с текстами разных стилей (в первую очередь – научными и публицистическими), что, без сомнения, вызывает к ним интерес со стороны педагогов и обучающихся. В материалах открытого банка по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком заданий, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.

При анализе результатов выполнения этих заданий учитель может увидеть сильные и слабые стороны подготовленности учащихся, сделать вывод об эффективности применяемых педтехнологий в целях формирования функциональной грамотности. При обнаружении пробелов в знаниях учеников педагог имеет возможность сделать соответствующие выводы и принять правильное решение по устранению образовательных дефицитов. В этом отношении работа с подобными заданиями и интересна, и полезна для всех участников образовательного процесса.

Вместе с тем, педагоги отмечают ряд трудностей как организационного, так и содержательного плана:

-      маленький банк заданий, не совпадающий с рабочими программами по предметам, банк рассчитан на обучающихся 5-9 классов, отсутствуют задания для 1-4 классов;

-       отсутствие возможности учителю ознакомиться с текстом задания до его планирования (просмотр только ключей проверки), требует регистрации и подключения всех обучающихся к этой платформе;

-     невозможность отбора для диагностики только части заданий из составленной в банке работы.

-       недостаточно деятельностных форматов обучения, ориентированных на получение метапредметных результатов и формирование функциональной грамотности;

-    недостаточно практик межпредметности, практик совместного проектирования группами педагогов учебных задач;

-    несмотря на доступность заданий, их формат остается для большинства педагогов новым и вызывает затруднения при их конструировании, так как меняется смысловой акцент при постановке вопросов.

Регулярно учителя школы проходят курсы повешения квалификации по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся. 

В рамках формирования функциональной грамотности в школе организован просмотр уроков по финансовой грамотности.

      


В школе учителями ведется работа по внедрению естественно-научной грамотности обучающимися  на уроках.