В Республике Адыгея с 2009 года функционирует региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО). Ее основные задачи:
– получение объективной и достоверной информации о состоянии образования путем внешних оценок качества образования;
– повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг;
– сравнение качества образовательных услуг, реализуемых в различных муниципальных районах (городских округах) и общеобразовательных организациях республики;
– разработка решений, направленных на улучшение качества образования в республике.
Наиболее эффективно эти задачи могут быть решены путем проведения регулярных исследований качества образования, реализуемых на основе сбора и анализа широкого спектра данных о состоянии региональной и муниципальных систем образования. Ежегодные мониторинговые мероприятия по оценке уровня знаний, умений и навыков обучающихся выпускных (4-х, 9-х, 11-х) классов по основным общеобразовательным предметам в рамках функционирования РСОКО дают возможность оценить состояние отдельных компонентов системы общего образования как на территории Республики Адыгея, так и в Российской Федерации в целом.
Программа Национальных исследований качества образования (НИКО) предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным предметам, на конкретных уровнях общего образования, каждое из которых представляет собой отдельный проект в рамках общей программы. Каждый из проектов является выборочным исследованием и организован таким образом, что полученные результаты позволяют судить не только о ряде аспектов качества подготовки участников исследования, но и выявить показатели качества общего образования в республике:
- в мониторинге качества математического образования приняли участие 1080 обучающихся 5-7 классов из 9 общеобразовательных организаций республики;
- в мониторинговых исследованиях качества начального образования по русскому языку, математике и окружающему миру приняли участие 1965 человек из 49 общеобразовательных организаций республики;
- в мониторинговых исследованиях качества образования по информатике и ИКТ приняли участие 178 обучающихся 8-х классов из 6 школ и 142 обучающихся 9-х классов из 7 школ Республики Адыгея.
Проведение Всероссийских проверочных работ (далее - ВПР) направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, совершенствование общероссийской системы оценки качества образования и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В соответствии с графиком проведения 2016 года будут проведены ВПР для обучающихся 4 классов по русскому языку, математике и окружающему миру.
Результаты, полученные в ходе мониторинговых исследований, проведенных в рамках РСОКО, НИКО и ВПР являются основой вырабатываемых и реализуемых управленческих воздействий на образовательный процесс, служат механизмом совершенствования нормативного, правового и методического сопровождения функционирования систем оценки качества образования на разных уровнях.
Приказ МО и Н РА № 1388 "Об утверждении средних показателей индикаторов качества регионального образования в Республике Адыгея в 2019-2020 учебном году"