Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A [ОБЫЧНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА]
AA

Информационный портал 
системы образования
МО "Тахтамукайский район"

Управление образования администрации МО "Тахтамукайский район"
385100, Республика Адыгея, Тахтамукайский район, а.Тахтамукай, ул. Ленина, 53.

Приемная УО


   




Минпросвещения России внесены изменения во ФГОС ДО, НОО, ООО, обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями

9 февраля 2023

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 года № 955 внесены изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (документ действует с 17.02.2023).

Федеральные государственные образовательные стандарты приведены в соответствие с федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».


http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060059

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                   ПРИКАЗ

от 8 ноября 2022 г. N 955

    О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)


Копии или гиперссылки на соответствующие документы на сайте Минобр о федеральных государственных образовательных стандартах и об образовательных стандартах

www.minobr.ru

Положение о рабочей группе по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в МБДОУ № 3 «Дэхэбын»

Структура и содержание ФГОС ДО:

I.Общие положения

1.1.Настоящий ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.

1.2.Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:

1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2)личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;

3)уважение личности ребенка;

4)реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно0эстетическое развитие ребенка.

1.3.В Стандарте учитываются:

1)индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

2)возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4.Основные принципы дошкольного образования:

1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста);

2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5)сотрудничество ДОУ с семьей;

6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9)учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.5.Стандарт направлен на достижение следующих целей:

1)повышение социального статуса дошкольного образования;

2)обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;

4)сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:

1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2)обеспечения равных возможностей;

3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования;

4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, индивидуальности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организованных форм дошкольного образования;

8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.7.Стандарт является основой для:
1)разработки Программы;
2)разработки вариативных примерных программ;
3)разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
4)объективной оценки соответствия;
5)формирования содержания образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6)оказания помощи родителям.
II.Требования к структуре ОП ДО и ее объему

2.1.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

2.2.Программа направлена на создание условий развития ребенка, т.е. создание развивающей образовательной среды.

2.3.Программа представляет определенные направления развития и образования детей:

Социально-коммуникативное развитие;

Познавательное развитие; речевое развитие;

Художественно-эстетическое развитие;

Физическое развитие.

2.7.Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):
В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год);
В раннем возрасте (1 – 3 года);
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет).

2.8.Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды:

1)предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2)характер взаимодействия со взрослыми;

3)характер взаимодействия с другими детьми;

4)система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

2.11.Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный:

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка.

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения программы.

Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.

III.Требования к условиям реализации ОП ДО

3.1.Требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям.

3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде:

Среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими возрасту детей, в том числе спортивным и оздоровительным оборудованием и инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

Возможность самовыражения детей.

МБДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.

3.4.Требования к кадровым условиям реализации Программы.

Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
В реализации Программы могут также участвовать научные работники, иные работники, осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану труда и здоровья детей.

Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и состава работников.

Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.

Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в МБДОУ или в Группе.


Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, соответствующими специфике дошкольного возраста, а именно:

1)обеспечение эмоционального благополучия через:

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2)поддержка индивидуальности и инициативы детей через:

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

4)построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

оценку индивидуального развития детей;

5)взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы семьи.

3.5.Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:

1)санитарно-эпидемиологические правила и нормы;

2)правила пожарной безопасности;

3)возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

4)оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;

5)материально-техническое обеспечение (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

3.6.Требования к финансовым условиям реализации Программы.

Финансирование должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа ДОУ, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечения дополнительного образования педработников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности:

расходов на оплату труда работников,

расходов на средства обучения и воспитания,

расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности,

иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.

IV.Требования к результатам освоения ОП ДО

4.1.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку уровня развития детей;
оценку выполнения муниципального задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников.
(Целевые ориентиры ПРИЛАГАЮТСЯ).