9 февраля 2023
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08 ноября 2022 года № 955 внесены изменения в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (документ действует с 17.02.2023).
Федеральные государственные образовательные стандарты приведены в соответствие с федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060059
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 8 ноября 2022 г. N 955
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
1.1.Настоящий ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования.
1.2.Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, в основе которых заложены следующие основные принципы:
1)поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самооценки детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2)личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей(законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
3)уважение личности ребенка;
4)реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно0эстетическое развитие ребенка.
1.3.В Стандарте учитываются:
1)индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2)возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
1.4.Основные принципы дошкольного образования:
1)полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста);
2)построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
3)содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
4)поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5)сотрудничество ДОУ с семьей;
6)приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7)формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8)возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9)учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.5.Стандарт направлен на достижение следующих целей:
1)повышение социального статуса дошкольного образования;
2)обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
3)обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования;
4)сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.
1.6.Стандарт направлен на решение следующих задач:
1)охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2)обеспечения равных возможностей;
3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования;
4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, индивидуальности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организованных форм дошкольного образования;
8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
1.7.Стандарт является основой для:
1)разработки Программы;
2)разработки вариативных примерных программ;
3)разработки нормативов финансового обеспечения реализации Программы;
4)объективной оценки соответствия;
5)формирования содержания образования педагогических работников, а также проведения их аттестации;
6)оказания помощи родителям.
II.Требования к структуре ОП ДО и ее объему
2.1.Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.
2.2.Программа направлена на создание условий развития ребенка, т.е. создание развивающей образовательной среды.
2.3.Программа представляет определенные направления развития и образования детей:
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие; речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
2.7.Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):
В младенческом возрасте (2 месяца – 1 год);
В раннем возрасте (1 – 3 года);
Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет).
2.8.Содержание программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды:
1)предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2)характер взаимодействия со взрослыми;
3)характер взаимодействия с другими детьми;
4)система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
2.11.Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный:
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка.
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения программы.
Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации.
III.Требования к условиям реализации ОП ДО
3.1.Требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям.
3.3.Требования к развивающей предметно-пространственной среде:
Среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы;
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими возрасту детей, в том числе спортивным и оздоровительным оборудованием и инвентарем.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
Возможность самовыражения детей.
МБДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
3.4.Требования к кадровым условиям реализации Программы.
Реализация Программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
В реализации Программы могут также участвовать научные работники, иные работники, осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану труда и здоровья детей.
Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и состава работников.
Должностной состав и количество работников, необходимых для реализации и обеспечения реализации Программы, определяются ее целями и задачами, а также особенностями развития детей.
Необходимым условием качественной реализации Программы является ее непрерывное сопровождение педагогическими и учебно-вспомогательными работниками в течение всего времени ее реализации в МБДОУ или в Группе.
Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, соответствующими специфике дошкольного возраста, а именно:
1)обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2)поддержка индивидуальности и инициативы детей через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3)установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
развитие умения детей работать в группе сверстников;
4)построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности, через:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
оценку индивидуального развития детей;
5)взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательной инициативы семьи.
3.5.Требования к материально-техническим условиям реализации Программы включают:
1)санитарно-эпидемиологические правила и нормы;
2)правила пожарной безопасности;
3)возрастные и индивидуальные особенности развития детей;
4)оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
5)материально-техническое обеспечение (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
3.6.Требования к финансовым условиям реализации Программы.
Финансирование должно осуществляться в объеме нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа ДОУ, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья,
обеспечения дополнительного образования педработников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности:
расходов на оплату труда работников,
расходов на средства обучения и воспитания,
расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности,
иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы.
IV.Требования к результатам освоения ОП ДО
4.1.Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства, а также системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
аттестацию педагогических кадров;
оценку качества образования;
оценку уровня развития детей;
оценку выполнения муниципального задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
распределения стимулирующего фонда оплаты труда работников.
(Целевые ориентиры ПРИЛАГАЮТСЯ).