Правовую основу системы безопасности школы составляют: Конституция РФ, Федеральные законы, кодексы РФ, Указы и Послания Президента РФ, постановления Правительства, приказы, положения, контракты, Устав школы, иные документы местных органов и организаций, регулирующих вопросы безопасности.
Объектом безопасности является личность - ее жизнь, здоровье, права и свободы, материальные и духовные ценности. Поэтому мы видим своей важнейшей задачей формирование культуры безопасности, которая должна влиять на всю жизнь и степень развития личности в этой области.
Формирование культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:
формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;
развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;
формирование способностей для принятия безопасных решений в быту;
привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;
выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Информационная безопасность
В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой, и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.
Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:
ОБЩИМИ МЕРАМИ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ являются:
ПРИНЯТЫЕ МЕРЫ ПО СОЗДАНИЮ БЕЗОПАСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ШКОЛЕ
1. В образовательные программы основного и среднего образования внесены вопросы обеспечения мер информационной безопасности, проблем безопасного поведения в сети Интернет.
2. Ознакомление родителей с нормативно-правовой базой по защите детей от распространения вредной для них информации. (Создана на школьном сайте страница «Информационная безопасность»)
3. Для обучающихся ежегодно проводятся занятия по теме «Приемы безопасной работы в Интернете»
4. 100%-ная установка в ОО программного продукта, обеспечивающего контент-фильтрацию трафика
5. 100%-ное обеспечение услуги доступа в сеть Интернет образовательного учреждения с обеспечением контент-фильтрации Интернет-трафика (установка контент-фильтра)
6. 100%-ное обеспечение доступа учителей и обучающихся к электронным образовательным ресурсам через сеть Интернет
7. Контроль выхода обучающихся и педагогов в Интернет с фиксацией в Журнале по использованию цифрового оборудования
8. Систематическое обновление программно-технических средств по антивирусной защите компьютерной техники в образовательном учреждении
9. Информационное просвещение участников образовательного процесса о возможности защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию:
а) Размещение на официальном сайте школы информации по интернет-безопасности, ссылок на электронные адреса для всех участников образовательного процесса
б) Повышение грамотности родителей по вопросам информационной безопасности детей и подростков (информация на школьном сайте, школьном информационном стенде, на родительских собраниях, в электронном журнале)
в) Повышение грамотности обучающихся по проблемам информационной безопасности:
- проведение медиауроков по теме «Безопасный Интернет», «Информационная безопасность»
- Участие во Всероссийской акции, посвященной безопасности школьников в сети Интернет
- Проведение ежегодных мероприятий в рамках недели «Интернет-безопасность» для обучающихся и их родителей
- конкурсы рисунков и плакатов «Наш друг Интернет», «Безопасный Интернет»
- Создание тематических буклетов, памяток
г) Участие в Международном Дне безопасного Интернета и их родителей (10 февраля)
д) Участие во Всероссийской акции «Час кода»
10. Участие в обучающих семинарах по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома, прохождение курсов повышения квалификации
11. Проведение обучающих семинаров для учителей МБОУ «СШ №13» по созданию надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома.
ССЫЛКИ НА САЙТЫ ПО ВОПРОСАМ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Родителям о защите детей от информации, наносящей вред
Информационная безопасность — состояние сохранности информационных ресурсов и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.
Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.
Конфиденциальность: Обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям.
Целостность: Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки.
Доступность: Обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости.
Роскомнадзор открыл информационно-развлекательный сайт для детей и подростков http://персональныеданные.дети/, направленный на изучение вопросов, связанных с защитой прав субъектов персональных данных.
Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").
Какие же опасности ждут школьника в сети Интернет?
Прежде всего можно выделить следующие:
1. Суицид-сайты, на которых дети получают информацию о «способах» расстаться с жизнью;
2. Сайты-форумы потенциальных самоубийц;
3. Наркосайты. Интернет пестрит новостями о "пользе” употребления марихуаны, рецептами и советами изготовления "зелья”;
4. Сайты, разжигающие национальную рознь и расовое неприятие: экстремизм, национализм, фашизм;
5. Сайты порнографической направленности;
6. Сайты знакомств. Виртуальное "убивает” коммуникативные навыки подростка; секты.
7. Даже с точки зрения безопасности и сохранности вашего имущества, общение в сетях надо контролировать!
Это далеко не весь список угроз сети Интернет. Любой школьник может попасть на такие сайты случайно: кликнув по всплывшему баннеру или перейдя по ссылке. Есть дети, которые ищут подобную информацию специально, и естественно, находят.
Кроме этого, появились психологические отклонения, такие как компьютерная и Интернет- зависимость, игромания (зависимость от компьютерных игр).
Советы по безопасности в этом возрасте:
1. Создайте список домашних правил посещения Интернет при участии подростков и требуйте безусловного его выполнения.
2. Укажите список запрещенных сайтов («черный список»), часы работы в Интернет, руководство по общению в Интернет (в том числе в чатах).
3. Компьютер с подключением к сети Интернет должен находиться в общей комнате.
4. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернет, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.
5. Зарегистрируйтесь сами в социальных сетях и станьте виртуальным другом ребёнка.
Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!
Программы фильтрации: Интернет-цензор, NetPolice Lite
Программы для отслеживания посещения сайтов: EffeTech HTTP Sniffer, Wireshark, Fiddler, Network TrafficView, ChromeHistoryView, IEHistoryView.
Программы фильтрации для телефонов (на платной основе): 007-Mobile, Kaspersky Mobile Security, Norton Safety Minder, F-Secure Mobile Security, Mobile Security Personal Edition